Arms
 
развернуть
 
141402, г. Химки, ул. Ленинградская, д. 13 Б
Тел.: 8(498)691-35-16
himki.mo@sudrf.ru
141402, г. Химки, ул. Ленинградская, д. 13 БТел.: 8(498)691-35-16himki.mo@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 18.11.2019
20 лет мировой юстицииверсия для печати

Мировая юстиция - институт, возникший в России более века назад на основании судебной реформы 1864 г. Он являлся не менее демократическим, чем суд присяжных.

Появление мировых судей было вызвано необходимостью сократить время производства дел в судах первой инстанции, "дабы положить конец переполнению тюрем узниками, ожидавшими судебные разбирательства, - неизбежному при волоките в коллегиальных сословных судах".

Главным же преимуществом введения института мировых судей явилось то, что они заменили пеструю систему сословных судебных мест, существовавших до этого в России (статья: Из числа честных особ (Павлова Л.А.) ("Мировой судья", 2011, NN 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; 2012, NN 1, 2, 3).

Таким образом, историческая обусловленность возрождения в России в конце XX в. мировой юстиции была во многом продиктована политическими условиями. Среди них - необходимость решения назревших в обществе проблем осуществления правосудия на современном историческом этапе развития общества, выбор в качестве приоритетного принципа разделения властей в правовом государстве. Конфликты и споры, ранее разрешавшиеся общественными органами (товарищескими судами, парткомами, уличкомами и т.п.), перешли к подсудности мировых судей. Демократический институт мировой юстиции во многом призван был обеспечить доступность, простоту и быстроту уголовного судопроизводства, реализовать те общие тенденции в развитии уголовного судопроизводства, которые наметились с принятием в 1993 г. Конституции РФ.

С учетом сложившихся в обществе новых экономических взаимоотношений вполне приемлемой формой судопроизводства следует признать упрощенную процедуру по незначительным делам у мирового судьи. Мировые судьи хорошо вписываются в судебную систему, призванную решать новые задачи в условиях нового экономического и политического строя в России, когда появилось множество собственников, возросла вероятность конфликтов в обществе.

Теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области права также свидетельствуют о том, что мировая юстиция является вполне эффективным и жизнеспособным средством осуществления правосудия в стране, способным выполнить долгосрочные задачи, стоящие перед демократическим правовым государством, каковым провозглашена Россия. "Там, где становление института мировых судей осуществляется последовательно и целенаправленно, мировые судьи назначены и в пределах своей компетенции активно включаются в процесс осуществления правосудия, значительно разгружая суды общей юрисдикции. С каждым месяцем увеличивается доля дел, рассматриваемых мировыми судьями, повышается оперативность в их рассмотрении; федеральные суды освобождаются от значительного количества судебных дел небольшой сложности" (Справка о некоторых условиях и результатах работы мировых судей в Центральном федеральном округе (по состоянию на 1 января 2003 г., С. 1.).

Создание мировых судов как судов первой инстанции, действующих в составе единоличного судьи, было предусмотрено Концепцией судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной Верховным Советом РСФСР в Постановлении от 24 октября 1991 г. N 1801-1.

Принятие в 1996 г. Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" позволило продолжить законодательный процесс, необходимый для создания мировой юстиции.

Однако Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" был принят лишь 11 ноября 1998 г. и введен в действие с 22 декабря 1998 г., а необходимые для рассмотрения мировыми судьями гражданских и уголовных дел изменения в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы - 7 июля 2000 г. и введены в действие соответственно с 9 и 10 августа 2000 г.

Только после этого у мировых судей появилась возможность приступить к осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам (изменения в законодательство об административных правонарушениях тогда внесены не были, в связи с чем рассмотрение подведомственных судам общей юрисдикции дел об административных правонарушениях еще оставалось в ведении районных судов).

Завершение же процесса формирования института мировых судей было передано на уровень субъектов Российской Федерации.

В 2000 году в Московской области были приняты законы, регламентирующие деятельность мировых судей, а также создающих судебные участки и должности мировых судей: Закон Московской области от 05.12.2000 № 87/2000-03 «О создании и порядке упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области»; Закон Московской области от 29.12.2000 № 111/2000-03 «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области» (утратил силу в связи с принятием Закона Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-03).

16.05.2005 года принят Закон Московской области N 122/2005-03 "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области"

В настоящее время в Московской области создано 334 судебных участка и учреждено 334 должности мировых судей.

В целях материально - технического обеспечения деятельности мировых судей и кадрового обеспечения их аппаратов 25 января 2001 года было создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей Московской области.


опубликовано 18.11.2019 16:51 (МСК)